В 2022/2023 учебном году в старших группах ГУО "Лошницкий ясли-сад Борисовского района" реализуется районный социально-педагогический проект «Школа правовых знаний».
Участники проекта: педагоги, воспитанники старших групп учреждений дошкольного образования Борисовского района.
Сроки реализации: сентябрь 2022 – август 2023 года.
Цель проекта – формирование основ правовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Основная идея проекта.
Систематическая работа по включению в образовательный процесс с воспитанниками старшего дошкольного возраста игровых комплексов, включающих различные виды детской деятельности на тему правового воспитания будет способствовать формированию у дошкольников представлений о социально-правовых нормах и правилах поведения, развитию способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, воспитанию социальной ответственности.
Модель образовательного процесса и способ ее реализации.
Содержание работы с дошкольниками в рамках проекта разбито на тематические блоки:
- «Я и семья»,
- «Я и сверстники»,
- «Я и другие люди»,
- «Я в общественных местах»,
- «Я и мир вещей»,
- «Я в природе».
Цели и задачи тематических блоков определены в соответствии с учебной программой дошкольного образования (образовательные области «Ребенок и общество» , «Ребенок и природа»). Очередность работы над тематическими блоками педагоги могут определять самостоятельно, например, в соответствии с тематическим планированием в конкретной возрастной группе.
Реализация целей, задач и содержания тематических блоков осуществляется в нерегламентированных видах детской деятельности в течение дня.
Периодичность работы в рамках проекта: каждый тематический блок рассматривается в течение двух месяцев, дважды в месяц.
Реализация содержания тематических блоков может осуществляться в форме игровых комплексов. При построении игровых комплексов педагог должен учитывать то, что формирование правовой культуры в дошкольном возрасте осуществляется путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
На интерактивном плакате «Школа правовых знаний для дошкольников «Правознайка» представлено методическое и дидактическое обеспечение проекта.
Выбор средств в рамках каждой темы педагог определяет самостоятельно в зависимости от степени сформированности у воспитанников тех или иных представлений и умений, интересов детей, а также профессионального мастерства педагога. Примеры готовых игровых комплексов представлены в дидактических материалах тематического блока «Я в общественных местах».
Все тематические блоки объединены единым игровым сюжетом: в группе появляется игрушка Зайка–ПРАВОЗНАЙКА, который приносит с собой коробку с набором заданий (игровой комплекс, составленный педагогом). Персонаж совместно с детьми выполняет задания. По итогу выполненных заданий дети получают от Зайки–ПРАВОЗНАЙКИ часть пазла. Таким образом, в конце года (после изучения всех тем), из фрагментов-пазлов собирается общий плакат «Права ребенка».